Ненужные вопросы заказчику

Приветствую! Коммуникация между заказчиком и фрилансером – это диалог. Мы пишем – нам отвечают. Нам пишет заказчик – мы отвечаем. Основная мысль коммуникации – взять заказ. Все просто, ясно, понятно и даже очевидно. Сегодня хочу рассказать о таланте всё портить, задавая ненужные вопросы заказчику.

 

Почему эти вопросы вообще возникают

В предыдущей статье о том, как определить срок выполнения заказа, я рассказывала о самоопределении: обозначит сферу деятельности, сроки для выполнения заказа, цену за свои услуги и т.д.

А вот эти ненужные лишние вопросы заказчику, которые я называю «вопросы мимо кассы», возникают чаще всего от отсутствия конкретики о самом себе. Кто я? Где я? Зачем я здесь? Не понимаю, не знаю, никогда не задумывался.

А ведь сложно работать с человеком, который не имеет представления о самом себе.

 

Вопросы и добавочные фразы «мимо кассы»

Возникновение таких и подобных вопросов и фраз в голове во время общения с заказчиком – маркер того, что надо еще поработать над кашей в голове и сделать из нее конкретику.

Вот о каких лишних вопросах идет речь:

  • а на когда вам надо?
  • на какие деньги рассчитываете?
  • сколько заплатите?
  • а вам срочно?
  • а зачем оно вам надо?
  • а смысл?
  • это не модно, безвкусно, глупо и т.д. Вы в курсе этого?
  • проще же будет сделать вот так:…
  • а сейчас делают вот так…
  • пишите – договоримся
  • если интересно, пишите
  • И т.д. в таком же духе.

Добавлю сюда еще рефлексию, выражающую неуверенность в себе, неуверенность в качестве работы, а также в том, что сделаете в срок. Неуверенность звучит примерно вот так: «ой, вы знаете, я точно не могу сейчас сказать, потому что… И вообще мне не удобно говорить. Напишите мне завтра». Что на такое ответит заказчик? «Спасибо и всего хорошего», – напишет на такое потенциальный заказчик. А чаще всего молча уйдет.

 

Еще одна причина – не хочется работать

Даже при желании заплатить за работу, сложно найти человека, с которым можно договориться. Я это связываю чаще всего с одной причиной: люди не хотят работать. Ведь что такое работа на фрилансе? Это постоянная ответственность за себя, свою работу, свое время, за переговоры, это нервы, это деньги, это домашние обязанности и т.д. Здесь также желание заниматься чем-то другим на самом деле. И озвученная причина в предыдущей статье о том, что хочется денег больше и больше, «а кто ж мне их даст»?! Ну а работать за те деньги, что дают, не охота.

Да, это тяжело всё. Никто не говорил, что будет легко. Более того, на фрилансе также возникают неприятные ситуации, сами заказчики встречаются со странностями. И тогда уже не знаешь, что есть наименьшая проблема: повысить ценник или как-то смириться со странными заказчиками.

 

Как прекратить задавать ненужные вопросы

Вдруг вы все же пришли к мысли, что надо бы улучшить свои результаты в переговорах. Тогда поделюсь несколькими простыми рекомендациями на каждый день. Конечно, все делать придется вам самим.

Сразу обрадую авансом, что при регулярных тренировках желание говорить что-то не по теме уходит. А уверенность нарабатывается. Так что тут вы получите вполне ощутимый результат.

Задание 1. Если снова возникло желание задать вопрос не по теме в тот момент когда вы общаетесь с потенциальный заказчиком, то остановите себя, ничего не отвечайте сразу. Это важно. Возьмите паузу. Это нормально ответить через 15 мин, а то и ближе к вечеру.

Особенно если вы почему-то начали переживать, например, написал крупный заказчик, хочет заплатить много денег, а вы даже не знаете, куда ж вы столько потратите, а что скажет на такое мама. Ой, люди добрые, держите меня семеро! Что же делать! Кошмар!

Задание 2. Отходите от монитора компьютера, откладываете в сторону телефон – где вы ведете рабочую переписку, и прогуливаетесь туда-сюда по квартире, наливаете чаю, смотрите в окно – куда там какая ворона полетела. За это время приходите в себя, прокручиваете в голове диалог с потенциальным заказчиком, а особенно ту часть, где вам все понятно. Мысленно отвечаете на нее. Потом прокручиваете ту часть, где не все понятно. И вот к ней тоже мысленно задаете вопросы. Формулируете их в вежливой форме, делаете несколько попыток.

 

Правильные вопросы заказчику

Вопросы заказчику должны быть направлены только на одно – выяснение деталей для выполнения его заказа точно так, как он хочет. Если заказчик изложил, например, что он хочет заказать картину с пионами, а вы как раз специализируетесь на пионах, то каким будет ваш уточняющий вопрос или вопросы?

А оно вам надо?

А 8 Марта уже было!

А вы кому хотите эту картину – маме?

Че, с женой поругались?

Ради прикола список можете продолжить :)) А уточняющие вопросы – выяснить детали озвученного заказа, если заказчик их не озвучил! Если озвучил, то перечитать столько раз, сколько нужно, чтобы дошло.

Почему заказчик бывает не прописывает максимально детально? Не поверите, но часто люди верят, что фрилансеры умеют читать мысли! И то, что заказчику очевидно, в его представлении, очевидно и для всех остальных.

Ну, вернусь к картине: есть цвет и сорт пионов, количество, время суток картины, в вазе или без, а также где эта картина предположительно будет размещаться. Насчет подрамника тоже уточнить. И мягко узнать пожелания по срокам, и тут же добавить, что на вчера вы не пишете картины.

И выслушав ответы, снова взяв паузу на обдумать, озвучиваете срок выполнения.

Достаточно для начала отличать в своей речи рефлексию и уточняющие вопросы. А слова со временем и общением с каждым следующим заказчиком будут складываться быстрее в нужные четкие фразы. Как вы поймете, что у вас получается? Заказчики будут соглашаться с вами сотрудничать.

А теперь еще одно небольшое и приятнее задание на каждый день для прокачивания самоорганизации и формулирования мыслей.

 

Домашнее задание

Если вы склонны к самоанализу и вам нравится озвучивать вслух свои переживания, то рекомендую записывать это все в дневник. Желательно регулярно!

От этого есть польза:

– разгрузите мозг от эмоционального напряжения

– очистите речь от лишних для чужого человека деталей

– со временем начнете более четко и ясно формулировать мысли

То, что записывание полезно, доказано практикой, например, длительной перепиской письмами. Если у вас есть такой друг по переписке, пишите письма. Если нет, то всегда есть дневник для таких случаев. Если я не ошибаюсь, Тони Роббинс тоже рекомендует вести дневник, и записывать туда свои победы.

А вот писать свои эмоции заказчику не надо. Вам же продавец в магазине не рассказывает о том, как она утром не попила кофе, потому что сломался чайник, и поэтому она не уверена, ровно она отрежет вам колбасы или криво. – гид по удаленной работе.

Ненужные вопросы заказчику

Ненужные вопросы заказчику: 12 комментариев

  • 10 марта, 2021 в 11:07 дп
    Постоянная ссылка

    О, как заказчик, поддерживаю данную тему! Что – что а вот левые вопросы наши люди очень хорошо умеют задавать! И бывает на самом деле сложно найти фрилансера – исполнителя.

    Ответить
  • 10 марта, 2021 в 3:58 пп
    Постоянная ссылка

    ох, ну и темы вы тут поднимаете )) кто бы такое еще читал почаще! такое на само деле надо распространять! и поделюсь ссылкой первый.

    Ответить
  • 10 марта, 2021 в 6:40 пп
    Постоянная ссылка

    Интересная тема! Никогда об этом не думал, а прочитав, понял, что и правда нард наш любит задавать странные вопросы.

    Ответить
  • 12 марта, 2021 в 4:49 дп
    Постоянная ссылка

    А вот не скажите! ЗАказчики в некоторых областях такие, что там без вопросов никак не обойтись. как тут уже написали ниже – поводить хороводы, покружить. А как вам нравится: так или вот так?! а как бы вам хотелось бы? а давайте подумаем вместе?
    бывает думаю, а не сменить ли мне сферу деятельности на психиатрию )))

    Ответить
  • 12 марта, 2021 в 5:03 дп
    Постоянная ссылка

    Да я сама на эту тему могу вам привести сто примеров точно! заказчики бывает как пристанут с допросами, все выдай да расскажи. иногда прям звездой шоу – бизнеса себя ощущаю.

    Ответить
  • 12 марта, 2021 в 6:18 дп
    Постоянная ссылка

    Мне такие заказчики бывает встречаются, что их странными даже тяжело назвать. Пишут: нарисуйте мне макет. ок, какой? ответ: не знаю.
    вот вам и весь разговор. при наличии делания и времени я выковыриваю ответы. но бывает надоедает. есть такие люди, чтоб вокруг них хороводы водили, угадывали, что же им надо.

    Ответить
  • 12 марта, 2021 в 4:35 пп
    Постоянная ссылка

    Тема конечно интересная, но тоже тут есть с чем поспорить. Например, заказчик бывает сам дурак, и без вопросов никак не взять заказ. или думает, что он какой-то особенный! таких лично мне много попадается.

    Ответить
  • 12 марта, 2021 в 9:07 пп
    Постоянная ссылка

    Не то чтобы я хотел повторить тех, кто уже здесь написал. Но на самом деле стоит учить граждан общаться с заказчиками. Часто не хватает элементарной вежливости! Много людей откровенно агрессивных. Злых. Перепуганных. БЫвает прям поток идут. Думаешь: ё-мое, хочу заплатить! ну, сделайте просто эту работу! а они огрызаются…
    Спасибо Вам за статью! Расшарю!

    Ответить
  • 13 марта, 2021 в 5:32 дп
    Постоянная ссылка

    Ненужные вопросы заказчику – это часть коммуникации в нашем обществе! Они так налаживают эмоциональную связь. ПО тому, что пишет фрилансер, уже можно судить.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *