
Приветствую! Возможно, и вы замечали за собой тягу к максимальному разжевыванию деталей в своих ответах заказчику. Особенно, если этот текст касается описания вашей работы или оказываемых услуг. И возможно, вам уже говорили, что написано очень много, что даже не хочется читать. А когда вы находитесь в процессе написания, то ощущаете себя как в болоте деталей, которое с каждым предложением затягивает вас все больше и все сильнее. А потом перечитываете текст и понимаете, что поправить практически невозможно – одно цепляется за другое, начинаешь выбрасывать, сокращать – исчезает смысл и т.д. Сегодня расскажу, как перестать это делать! Как перестать писать много ненужных деталей в сообщении заказчику!
В голове поток мыслей и слов
Давайте сразу уточню, что это нормально: делать несколько версий одного сообщения или письма. Это вам так кажется, что если вы умеете нажимать на кнопки, то можете выдать гениальный текст с первого раза. Таким самомнением грешат начинающие “писатели”. Каждому хочется, чтобы “брызги его мыслей” увидело как можно больше людей, причем в оригинале! Без правок! А по факту окажется, что его текст может доработать одной левой любой начинающий копирайтер, даже если там будет дописана просьба: “не судите строго”. Итак, прежде всего надо самому критически относиться к сути своих писем и сообщений заказчику. И не лениться их переписывать и дорабатывать, пока в итоге получится удобоваримое адекватное сообщение, на которое заказчик ответит положительно!
Как отредактировать свой текст
Для начала, как минимум, снимите корону, потому что она уже не в моде. Даже великие писатели – обычно, скромные люди, которые много лет работали над своими текстами и над изложением своих мыслей. Это значит, что они переписывали свои рассказы и романы многократно! И работали отдельно над каждой главой в поисках той самой фразы, передающей нужный смысл. Никто не писал и не нес роман в издательство, не перечитывая и не исправив опечатки, как сейчас делают многие.
Много ненужных деталей в сообщении заказчику
Когда в тексте много слов, но мало смысла. О чем идет речь? Речь о том, чтобы сделать текст более ёмким:
- убрать или сократить громоздкие сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. А сделать их короткими, точно до 15 слов в одном.
- предложения размером с абзац разбить на 2, а то и на 3 предложения. Больше смысловых глаголов (напишу, подберу, сдам и т.д.), меньше модальных глаголов (может, стал…)
- убрать объяснения и детализацию очевидных явлений («капал мокрый дождь», «собака громко лаяла», «падал белый снег», “заказывайте – сделаю качественно”, “обращайтесь – будем работать”, “если будете заказывать, то присылайте тз”)
- убрать общие фразы и заменить их на факты («работаем на результат» заменить на «повышаем конверсию в … раз», «делаем под любой размер» скорее всего означает, что делаете для детей и взрослых, а если закажут, например, сделать для мышки, то вы, скорее всего откажете).
Если вам интересно, почему столько слов, а смысла мало, то ответ тоже есть – нас никто нигде не учит культуре делового общения.
Культура делового общения
Кстати говоря, такие предложения возникают в голове от отсутствия культуры общения. И от незнания этикета делового общения. Хотя бы азов. Уровень повсеместного панибратства в интернете уже зашкаливает. Все мы умеем разговаривать с другими «на короткой ноге». «Слышь, ты, ну хватит тупить! Давай заказывай! Че сидим теряем время, в натуре.»
Представили, если вам такое скажут? Хочется все же уважения и дистанции. Если не ощущаете ее, то может, пора учиться?
Кстати, много ненужных деталей в сообщении заказчику – это отчасти тоже дистанция в общении, точнее, ее отсутствие.
Подытожу сказанное о лишних деталях в тексте
- Какой бы текст вы ни писали в профессиональной сфере, помните про важность конкретики: это профессиональные факты и результат, который получит другой человек от сотрудничества с вами.
- Не каждый умеет ёмко излагать мысли. К себе лучше отнестись с долей здравой критики, чем сверх самоуверенно. Лучше вы еще раз сформулируете основные моменты, переписав текст второй или третий раз, чем заказчик вынужден будет отмолчаться от сотрудничества с вами.
- Вежливость и еще раз вежливость! Перед тем как что-то писать в ответ или предлагать сотрудничество, набросайте текст на черновике. Перечитайте, чтобы перепроверить: ответили ли вы на поставленный вопрос, не добавили ли детали о том, которые к делу не относятся.
Например, на вопрос о сроках сдачи не отвечайте: «не знаю, когда смогу сдать, мы с кошкой в пятницу едем в ветеринарку, а там сами знаете, как пойдет…». Все понятно, жизнь кипит. Именно поэтому все вот такое рекомендую написать в отдельном документе. Или сформулировать в голове. Потом спросить себя: информация о кошке отвечает на вопрос о сроках сдачи моей работы? Нет, не отвечает. Так, когда я сдам работу? Наверное, после пятницы ) Лучше, конечно до, потому что потом толпа с котиками будет мешать. Т.е. или в Пн или в Чт.
И дальше в таком же духе, учитывая весеннее обострение и просто нежелание работать на этой неделе. Но никто кроме вас об этом не должен знать.
Как избегать лишних деталей в тексте
Коллеги, всему можно научиться при наличии желания. И писать лаконичные тексты в том числе! Повторю, главное, начать больше думать о смысле своей работы на фрилансе – это заработок, а не о тщеславии – оставлю текст таким, как написал, ведь он классный! Стремитесь к улучшению результатом в каждой мелочи. И когда ваше сообщение будет закрывать заказчика на сделку, значит, вот оно уже написано как надо! Дерзайте – у вас получится!
Кстати, вот здесь я пошагово изложила Как написать сообщение заказчику, с коротким заходом в тему и четким планом. Рекомендую! А также рекомендую перейти в мой телеграм канал Удаленка рулит и подписаться. Это телеграм про жизнь на фрилансе, с любовью и ненавистью )) ко всему, что со всеми нами здесь или там происходит!