
Приветствую! Начинающим фрилансерам хорошо бы знать заранее, что спрашивают заказчики, чтобы подготовиться к разговору. Так даже рекомендуется делать при любых переговорах, онлайн и офф-лайн. Итак, сегодня обсуждаем вопросы от заказчика.
Какие вопросы задает заказчик
Основные вопросы вот:
- Покажите портфолио
- Озвучьте ценник
Да, это и не вопросы вовсе. И да, их всего да. А вы думали, беседа на пару часов?
Остальные детальные вопросы зависят от сферы и ниши, где работает фрилансер.
Какие вопросы НЕ задает заказчик
Заказчик не поинтересуется вашими политическими взглядами, семейным положением, болит ли у вас голова, есть ли у вас дома вода и т.д.
Что ответить заказчику на вопросы
Коллеги, ваш ответ должен быть максимально развернутым, ясным и понятным, прочитав который, заказчик найдет ответ на оба пункта и у него не возникнет ни одного вопроса из серии «что это значит», – Мария Масыч. Опытный фрилансер.
Именно такой развернутый и проиллюстрированный ответ максимально конвертирует потенциального заказчика в реально заказчика. Если сейчас не понятно, то говорю не на профессиональном сленге: только развернутый ответ поможет вызвать к вам доверие и расположить клиента, а дальше он с большой вероятностью, конечно, учитывая ваше портфолио и цену, согласится с вами работать.
Если заказчику что-то не понятно из вашего ответа, то он не будет переспрашивать. Он уйдет искать другого исполнителя! Не ждите, что вам поклонятся в ножки за разъяснением, чтобы ваша милость соизволила сказать больше. Некоторые люди считают себя глупыми, когда им что-то не понятно из чужого ответа. А переспрашивание вскрывает эту глупость. Заказчик себя глупым не выставит. Отсюда делайте выводы о развернутости ответа о ваших услугах.
Заказчик не только пишет, но и звонит
Бывают исключения, когда заказчику хочется пообщаться в течении видео-звонка. Но и здесь он будет задавать вам все те же вопросы. Возможно, спросит, какие проекты вы вели, с кем работали – в надежде что среди них ваши общие знакомые, и он потом у них узнает о вас мнение, где вы учились: курсы, тренинги, чья школа и т.д. Отвечайте как есть, даже если вы самоучка и высокого о себе мнения.
В основном в течении этого разговора говорить будет заказчик. Мой опыт показывает, что заказчики – тщеславные люди, которые очень любят рассказывать о себе: какие мы молодцы, с 2 человек вросли в коллектив 55 человек, переехали в Москву из черти откуда и т.д. будет рассказывать все, что угодно. Такое, бывает, затягивается на час!
Заказчику не надо знать о вас всё
В статье … я подробно рассказываю о самопрезентации своих услуг. Добавлю, что заказчику не надо знать о вас то, чего не надо знать любому работодателю:
- ваши проблемы
- переживания
- где что болит
- ожидания от сотрудничества
- о том, что нужны деньги
- не надо знать заказчику, что вы зануда
- что вы жуете слова
- что вы плохо выглядите
- и т.д.
Короче, если заказчик захотел с вами пообщаться, то считайте это мини – собеседованием. Кстати, бывает и просто звонит без видео. Если он спрашивает “удобно ли вам говорить”, то на самом деле ему пофиг, удобно ли вам говорить. Это просто вежливый заход в разговор, который означает “бросай свои дела и иди сюда разговаривать”.
Как отвечать, чтобы заказчик заказал
Проверено годами практики! Основная мысль и тональность ваших ответов, коллеги – это общаться таким тоном и словами, чтобы было без сомнений ясно, что вы готовы начать работать прям сегодня, даже если у вас есть оплаченные заказы. Готовность работать и заинтересованность – наше все!
Подборка статей “Общение с заказчиками” для более продвинутых. Сохраните на потом!
А вы знаете о существовании телеграм-канала про удаленку для фрилансеров? Да, я его веду, пишу там всякую годноту каждый день! Вот ссылка: https://т.online/@udalenkarulit5